Крупнейший английский поэт, живописец и график, один из главных предшественников сюрреализма Уильям Блейк
(1757-1827) был вторым из пяти детей торговца трикотажными изделиями,
увлекшегося учением шведского мистика Эмануэля Сведенборга, подолгу
жившего в Лондоне.Этот
человек писал удивительные философские стихи, которые нередко цитируют и
в наше время. Но гораздо больше англичанин Уильям Блейк известен как
талантливый художник-гравер. И не просто художник. Он обладал способностью видеть параллельные
миры, то есть был, как говорят в наше время, визионером. А после смерти
являлся своей жене в виде призрака. Выдающиеся способности Блейка проявились очень рано. Маленьким
ребенком он рисовал в лавке отца и писал стихи на оборотной стороне
счетов. Он обладал и музыкальными способностями. Впоследствии он писал
музыку к своим стихам. Однако жизнь редко радовала Блейка. Он был постоянно печален, мистически настроен, жил словно во сне и
часто слышал голоса, которые — он был в этом уверен — доносились до него
с неба. Блейк был учеником у гравера. Потом он учился в Королевской академии
художеств, которую не окончил, потому что поссорился с ее президентом
знаменитым художником Джошуа Рейнольдсом. Говорили, будто Рейнольдс дал
Блейку чудовищный совет: быть попроще в своих рисунках. Вряд ли он хотел
этим обидеть Уильяма. Но он явно не понимал, что Блейк не может быть
таким, как все, и что они существуют в совершенно разных мирах. 18 августа 1782 г. Блейк женился на неграмотной дочери садовника
Катерине Боучер. Он научил ее читать и писать. Она помогала ему делать
гравюры. Она верила во все его видения и поклонялась ему как пророку. Блейк был самым оригинальным английским мистиком и одним из самых
выдающихся графиков своего времени. Его мистическое отношение к миру
пронизывало и его жизнь, и его искусство. Для печатания небольших
книжечек своих стихов с собственными иллюстрациями-офортами (сохранились
считанные экземпляры, собственноручно раскрашенные художником), Блейк
изобрел оригинальный метод высокой печати. Он, правда, утверждал, что в
этом нет его заслуги — дух его покойного брата, с которым Блейк будто бы
постоянно общался, раскрыл ему многие секреты искусства. «Великий красный дракон» — одна из самых известных и одновременно самых пугающих работ художника 
С детских лет Блейка часто посещали видения. Он вспоминал, что
маленьким мальчиком встретил ангелов и пророка Иезекииля. Какая-то сила
заставляла его писать стихи или рисовать, диктовала ему стихи, водила
его рукой. Моисей, Гомер, Вергилий, Данте и Мильтон постоянно приходили к
нему и беседовали с ним. Маленький Блейк утверждал, что смерть — это всего лишь переход из
одной комнаты в другую. А также рассказывал взрослым, что видел в небе
воинов с мечами и копьями, а на ветвях деревьев ангелов со сверкающими
крыльями… Однажды мальчик поведал, что видел самого Господа,
просунувшего голову в окно… Свои видения Уилли переносил на бумагу. Однажды к нему зашел его друг и увидел его рисующим карандашом чей-то
портрет. У Блейка был такой вид, будто перед ним находилась модель, с
которой он рисовал. Он то и дело поднимал глаза, всматривался и
продолжал работу. Между тем в комнате никого кроме художника не было. «Не мешайте мне!» — прошептал Блейк. Удивленный гость спросил, кого он рисует. «Я никого не вижу!» «Зато я вижу его! — высокомерно прервал своего посетителя Блейк. — Он
здесь, и его имя Лот. Вы можете прочесть о нем в Священном Писании. Он
позирует мне». В письме Блейка, отправленном им в апреле 1803 г., говорилось: «Я писал эти стихи под прямую диктовку. Двенадцать, а иногда и тридцать строк сразу, без размышлений и даже против своей воли». Головы призраков. Такое название
получила серия карандашных набросков Блейка, выполненных им по просьбе
астролога Джона Варли. Основные герои — явившиеся художнику мифические
персонажи. Вся серия, вышедшая в 1818 году, до сих пор служит предметом
серьезного внимания многих специалистов. 
Блейк был убежден в существовании параллельного мира, где все иначе,
чем в нашем. Стремясь постичь его законы, он научился писать справа
налево. Художника мало интересовала реальность, он погружался в
фантастические сферы, героями его творений становились атланты и друиды,
которые являлись ему, когда он был в измененном состоянии сознания, как
сказали бы сегодня. Когда ему мешали во время транса, он приходил в дикую ярость — как-то
едва не столкнул с карниза школяра, вздумавшего его дразнить. Многие
считали его сумасшедшим, и так продолжалось до конца жизни. Блейк изучал труды мистика и визионера Сведенборга, увлекался
неоплатонизмом — но так и не стал ничьим последователем. Его лучшие
живописные работы на религиозные темы, такие как "Сон Иакова" или "Адам и
Ева находят тело Авеля", отличает особое, нетрадиционное освещение. По
словам Блейка, это был "свет других миров", который и помогал ему
создавать шедевры. Лишь истинному художнику доступны контуры того,
иного, запредельного мира, уверял он: Кто контур не видит — не может его рисовать, Ни рафаэлить, ни фюзелить, ни блейковать. За контурный метод вы рады художника съесть, Но контуры видит безумец и пишет, как есть.
Блейк создал несколько "иллюминированных рукописей", собственноручно
гравируя свои стихи и рисунки. Одной из его работ была "Библия Ада,
собранная в Ночных Видениях", своего рода альтернативный Ветхий Завет,
где Бог представал демоном, а акт сотворения мира — великим падением… Как-то, вспоминает художник, он увидел в своем доме "чешуйчатую,
крапчатую, ужасную видом тварь с телом человека и головой блохи,
спускавшуюся по лестнице". Видение привело его в такой ужас, что он
бросился бежать из дому, куда глаза глядят. Позднее он воплотил адское
видение в одной из своих картин — "Дух Блохи". Картины Блейка: Рисунок на дереве
Призрак Блохи (The Ghost of a Flea) (слева) и "Число Зверя 666" (The
Number of the Beast is 666) (Справа) 
Уильям Блейк скончался 12 августа 1827 года, в возрасте 69 лет, в
самый разгар своей работы над иллюстрациями к "Божественной комедии"
Данте. Незадолго до этого он закончил иллюстрировать "Книгу Иова". Врачи
так и не смогли найти причину смерти художника. Возможно, его забрали с
собой те потусторонние силы, с которыми он постоянно общался при жизни. После его кончины вдова Кэтрин не раз рассказывала, что призрак мужа
являлся к ней и давал различные рекомендации. Так, если к ней приходили
купить какую-нибудь из гравюр Блейка, она всегда говорила, что сначала
посоветуется с супругом. Картины Блейка к "Божественной комедии" 
А так же читайте и комментируйте:
Ваша оценка:
В мире [6358] | В России [2224] | История,археология [4156] | Гипотезы,версии,теории [7522] | Прогнозы ученых,исследования [954] | Предсказания и пророчества [711] | Наука и технологии [1984] | Солнце,магнитные бури [1424] | Человек,здоровье,психология [6347] | НЛО,уфология [1847] | Астрономия и космос [2801] | Общество [4406] | Непознанное [5641] | Природные аномалии [1119] | Стихийные бедствия [5457] | Погода,рекорды температур [1087] | Мир вокруг нас.Это интересно! [7325] | Конфликты,теракты,войны [3047] | Происшествия,чп,аварии [1243] | Животные и растения [3585] | Экология,изменение климата [1101] | Безумный мир [575] | Худ.фильмы [240] | Док. фильмы и видео [8504] |
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|