Картина Элема Климова стала дебютом российского актера Алексея
Кравченко, который очень талантливо изобразил весь ужас беспощадной
войны в душе простого подростка. Этот поистине легендарный и шокирующий
фильм.
Это история о деревенском парнишке по имени Флера, который живет в
маленькой белорусской деревне и мечтает попасть в партизанский отряд.
В
его семье остался только младший братик и мать, которая не пускает его
воевать. Среди заваленных песком окопов он находит старый, чуть
проржавевший карабин, с которым сбегает на поиски сопротивления.
Шестнадцатилетний подросток изо всех сил пытается быть взрослым, но
вызывает только смех опытных солдат. Вскоре он впервые попадает под
бомбежку вражеских бомбардировщиков, и у него на время пропадает слух.
Ему поручают добыть еду в компании двух взрослых партизан: так он
становится свидетелем ужасных фашистских рейдов, убийства маленьких
детей и геноцида. Из неотесанного и горячего юнца Флера превращается в
молодого внешне, но глубоко старого, покрытого сединами старика в
сердце.
Год: 1985 Страна: СССР Режиссер: Элем Климов Жанры Фильма: драма, военный, история В ролях снимались:
Алексей Кравченко Ольга Миронова Любомирас Лауцявичюс Владас Багдонас
Юрис Лумисте Виктор Лоренц Казимир Рабецкий Евгений Тиличеев Александр
Берда Г. Вельц
Занимательные факты о фильме:
Детские воспоминания Элема Климова о горящем Сталинграде стали одной из причин создания «Иди и смотри».
Для
донесения своих мыслей до зрителя Элем Климов выбрал новую методику,
охарактеризовав её как «сверхкино». Данный подход руководствуется
принципами «гиперреализма» — чрезмерной концентрацией на деталях и
объектах реальной жизни с характерным отсутствием авторских эмоций.
Впоследствии,
Элем Климов в интервью сожалел о том, что ему не удалось снять
кульминационную сцену фильма. Она задумывалась по сценарию, и именно
из-за неё он выбрал название «Иди и смотри». По словам режиссёра,
организация съёмок была далеко не идеальной, и времени осуществить
задуманное в полной мере не хватило. Фильм снимался в хронологической
последовательности, и для решения режиссёрских задач исполнитель главной
роли, непрофессиональный актёр, должен был постепенно пройти страшный
путь своего героя. Последовательная духовная перемена Кравченко-Флёры
стоила рабочему процессу лишних полутора месяцев, и съёмки «упёрлись» в
зиму: финальный уход партизан уже снимался в заснеженном лесу. Впрочем,
Климов вспоминал, что в дальнейших разговорах с Адамовичем, пришёл к
выводу, что зрители могли бы и не выдержать этой сцены.
По
словам Климова, за рубежом фильм показался настолько шокирующим, что во
время сеансов у кинотеатров дежурили кареты «скорой помощи», увозя
слишком впечатлительных зрителей. На одном из обсуждений фильма встал
пожилой немец и сказал: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер
вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я
свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое
страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».
К
возникшим же слухам о настоящей седине и нарушениях психики Кравченко
по сей день относится с юмором, воспринимая их как высокую оценку своего
актёрского мастерства. Стоит заметить, что почвой для слухов о седине
стало высокое качество гримировочной краски, использовавшейся для
превращения мальчика в старика. Быстро привести волосы в прежний вид
оказалось невозможно, и Кравченко по окончании съёмок вернулся домой
седым, проходив в таком виде ещё какое-то время.
В сценарий
также вошли отдельные мотивы из романа Адамовича «Партизаны» и его
документально-философской притчи «Каратели». Но наиболее значимым
источником стала книга «Я из огненной деревни», написанная Адамовичем
совместно с белорусскими коллегами Янкой Брылем и Владимиром Колесником.
Сценарий
фильма назывался «Убейте Гитлера»: название было задумано в глобальном
смысле, как призыв убить дьявольское начало, в первую очередь, в себе.
Режиссёр понимал, что это будет очень жестокий фильм и полагал, что вряд
ли кто-нибудь сможет его смотреть. Сказав об этому Адамовичу, Климов в
ответ услышал: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как
свидетельство войны, как мольбу о мире».
Выход каждого фильма
Климова сопровождался значительными трудностями, так как творческие
приёмы и идеи режиссёра не устраивали Госкино.
Тестом для
Кравченко (роль мальчика) стал просмотр кинохроники военных лет, в том
числе с кадрами из концлагерей. После нескольких часов просмотра
Кравченко был предложен чай с тортом, от которого подросток твёрдо
отказался. Этот отказ оправдал ожидания режиссёра, испытывавшего актёра
на способность искренне пропустить чужое горе и страдания через себя.
Для роли Алексею также пришлось сильно похудеть. Молодой актёр был
посажен на жёсткую диету, но сам решил, что этого недостаточно и начал
бегать на большие расстояния, чтобы лучше сформировать образ
измождённого ребёнка.
Помимо боевых патронов в фильме
использовались и настоящие снаряды. Связано это было с вышеупомянутым
стремлением Климова к подлинности. Изначально планировалось
использование пиротехники и взрывпакетов, но после нескольких дублей
режиссёр с оператором пришли к выводу, что такие взрывы выглядят
ненатурально.
На озвучивании было принято решение «сделать
такой мутант русского и белорусского, потому что, если бы я говорил на
чистом белорусском, никто ничего бы не понял».
На Кравченко
произвела сильное впечатление сцена с коровой: при съёмках
использовались боевые патроны, и при попадании первых пуль животное
встало на дыбы, чуть не задавив актёра.
На съёмках присутствовал детский психолог.
При
съёмках сцены сожжения деревни массовку — местных жителей — согнали в
амбар, но нужного накала эмоций никак не удавалось добиться. Кто-то из
съёмочной группы пустил слух, что «киношники могут и всерьёз сжечь», а
один из актёров, в роли немца, дал в воздух очередь из автомата. В
результате, по словам Климова, «из амбара раздался такой человеческий
вой, сымитировать который было бы не под силу ни одному актёру».
Никогда
не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о
том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из
зондеркоманды предложил: «Кто без детей, выходи». И он не выдержал,
вышел, оставив внутри жену и маленьких детишек… Как сожгли, например,
другую деревню: взрослых всех согнали в амбар, а детей оставили. А
потом, пьяные, окружили их с овчарками и позволили собакам рвать детей.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.