Около 750 года до н. э. на черноморском побережье возникли первые
колонии ионических городов-метрополий. Очень скоро Понт Аксинский
(«негостеприимный») сменил свой эпитет на Эвксинский – «гостеприимный».
Литературным следствием греческой колонизации Черного моря было
появление первого историко-этнографического описания северной части
ойкумены, принадлежавшее Геродоту (ок. 484–425 гг. до н. э.). 
Более десяти лет им владела «охота к перемене мест». За это время он
объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном
Причерноморье. Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов
без тени расового высокомерия, с неистощимым интересом подлинного
исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в
забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и
варваров не остались в безвестности», – за что был причислен Плутархом
(ок. 46–после 119 г. н. э.) к «филоварварам» – любителям чужого,
презираемым образованными людьми того времени.
К сожалению, исконно славянские земли остались совершенно
неизвестными «отцу истории». Области за Дунаем, пишет он, «по-видимому,
необитаемы и беспредельны». Он знает только одну народность, живущую
севернее Дуная, а именно сигиннов, кочевое ираноязычное племя. Сигинны
во времена Геродота заняли территорию почти по всему степному
левобережью Дуная; на западе их земли простирались до владений
адриатических венетов. Из этого можно заключить, что в V веке до н. э.
области славянского поселения все еще находились к северу от почти
непрерывной горной цепи – Рудных гор, Судет, Татр, Бескид и Карпат, –
протянувшейся по Центральной и Восточной Европе с запада на восток.
Гораздо больше сведений Геродоту удалось собрать о Скифии и скифах.
Скифы, в VIII веке до н. э. вытеснившие из Северного Причерноморья
полулегендарных киммерийцев, вызывали живой интерес у греков из-за их
соседства с греческими колониями в Крыму, снабжавшими хлебом Афины и
другие эллинские города-государства. Аристотель даже упрекал афинян за
то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и
рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра). Скифы слыли
по-варварски храбрым и жестоким народом: они сдирали кожу с убитых
врагов и пили вино из их черепов. Сражались они как пешими, так и
конными. Особенно славились скифские лучники, чьи стрелы были обмазаны
ядом. В изображении образа жизни скифов античным писателям редко
удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами,
пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили
чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих
соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы,
приобщая их к достижениям эллинской цивилизации.
Помимо личных пристрастий, заставлявших греческих писателей
выпячивать те или иные черты скифских нравов, правдивому изображению
скифов мешало одно, чисто объективное затруднение. Дело в том, что греки
постоянно путали скифов, принадлежавших к ираноязычным народностям, с
другими народами Северного Причерноморья. Так, Гиппократ в своем
трактате «О воздухе, водах и местностях» под именем скифов описал
каких-то монголоидов: «Скифы походят только на самих себя: цвет кожи их
желтый; тело тучное и мясистое, они безбороды, что уподобляет их мужчин
женщинам» (1). Сам Геродот затруднялся сказать что-либо определенное о
преобладающем в «Скифии» населении. «Численности скифов, – пишет он, – я
не мог узнать с точностью, но слышал два разных суждения: по одному, их
очень много, по другому, скифов собственно мало, а кроме них живут (в
Скифии. – С.Ц.) и другие народы». Поэтому Геродот называет скифами то
всех обитателей причерноморских степей, то только один народ,
господствующий над всеми другими. При описании образа жизни скифов
историк также вступает в противоречие сам с собой. Его характеристика
скифов как бедного кочевого народа, не имеющего ни городов, ни
укреплений, а живущего в повозках и питающегося продуктами скотоводства –
мясом, кобыльим молоком, творогом и проч., тут же разрушается рассказом
о скифах-пахарях, торгующим хлебом.
Это противоречие проистекало из того, что античные писатели плохо
представляли себе политическое и социальное устройство степняков.
Скифское государство, представлявшее собой конфедерацию собственно
скифских родов, было устроено по образцу всех прочих кочевых империй,
когда одна сравнительно небольшая в численном отношении орда
господствовала над чужеплеменными кочевыми ордами и оседлым населением.
Согласно Геродоту, главной скифской ордой были «царские скифы» – их
самоназвание было «сколоты» (2), которых историк называет самыми
доблестными и наиболее многочисленными. Всех прочих скифов они считали
подвластными себе рабами. Цари скифов-сколотов одевались с поистине
варварской пышностью. На одежде одного такого владыки из так называемой
Куль-Обской могилы близ Керчи были пришиты 266 золотых бляшек общим
весом до полутора килограммов. Кочевали сколоты в Северной Таврии.
Восточнее, в соседстве с ними, жила другая орда, именуемая у Геродота
скифами-кочевниками. Обе эти орды и составляли собственно скифское
население Северного Причерноморья.
Скифия простиралась на север не очень далеко (днепровские пороги не
были известны Геродоту), охватывая довольно узкую в то время степную
полосу Северного Причерноморья. Но как любые другие степняки, скифы
нередко отправлялись в военные набеги на своих близких и дальних
соседей. Судя по археологическим находкам, они достигали на западе
бассейна Одера и Эльбы, разоряя по пути славянские поселения. Территория
лужицкой культуры подвергалась их нашествиям с конца VI века до н. э., и
эти удары в спину, надо полагать, значительно облегчили венетам
покорение славян. Археологами обнаружены характерные скифские
наконечники стрел, застрявшие в валах лужицких городищ с внешней
стороны. Часть городищ, относящихся к этому времени, хранит следы
пожаров или разрушений, как, например, городище Вицин в Зеленогурском
регионе Чехии, где помимо прочего найдены скелеты женщин и детей,
погибших во время одного из скифских набегов. Вместе с тем своеобразный и
изящный «звериный стиль» скифского искусства находил множество
поклонников среди славянских мужчин и женщин. Многочисленные скифские
украшения на местах лужицких поселений свидетельствуют о постоянных
торговых сношениях славян со скифским миром Северного Причерноморья.
Торговля велась скорее всего через посредников, так как между
славянами и скифами вклинились известные Геродоту племена ализонов и
«скифов-земледельцев», живших где-то по течению Буга. Вероятно, это были
какие-то подчиненные скифами ираноязычные народности. Далее на север
простирались земли невров, за которыми, по словам Геродота, «идет уже
безлюдная пустыня». Историк сетует, что проникнуть туда невозможно из-за
метелей и вьюг: «Земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает
зрению». О самих неврах Геродот рассказывает с чужих слов и очень скупо –
что обычаи у них «скифские», и сами они колдуны: «…каждый невр ежегодно
на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает
человеческий облик». Впрочем, Геродот добавляет, что не верит этому, и,
разумеется, правильно делает. Наверное, в данном случае до него дошли в
сильно искаженном виде сведения о каком-то магическом обряде, или, быть
может, обычае невров во время ежегодного религиозного праздника
одеваться в волчьи шкуры. Высказывались предположения о славянской
принадлежности невров, поскольку легенды об оборотнях-волкодлаках
позднее были чрезвычайно распространены на Украине. Однако это
маловероятно. В античной поэзии есть короткая строка с выразительным
описанием невра: «…невр-супостат, в броню одевший коня». Согласимся, что
невр, восседающий на бронированном коне, мало похож на древнего
славянина, каким его рисуют античные источники и археология. Зато
известно, что кельты были искусными металлургами и кузнецами; культ
лошади был у них чрезвычайно популярен. Поэтому более естественно
допустить кельтскую принадлежность геродотовских невров, связав их имя с
названием кельтского племени нервиев (Nervii).
Такова Скифия и прилегающие к ней земли по сообщениям Геродота. В
классическую эпоху Греции, когда сложилась и оформилась античная
литературная традиция, скифы были самым могущественным и, главное,
наиболее известным грекам народом варварской Европы. Поэтому
впоследствии имя Скифии и скифов использовалось античными и
средневековыми писателями как традиционное название Северного
Причерноморья и обитателей юга нашей страны, а иногда вообще всей России
и русских. Об этом писал уже Нестор: улучи и тиверцы «седяху по
Днестру, по Бугу и по Днепру до самого моря; суть грады их и до сего
дня; прежде эта земля звалась греками Великая Скуфь». В X веке Лев
Диакон в своем описании войны князя Святослава с болгарами и
византийским императором Иоанном Цимисхием назвал русов их собственным
именем – 24 раза, зато скифами – 63 раза, тавроскифами – 21 и таврами – 9
раз, не упомянув при этом вообще имени славян (Сюзюмов М. Я., Иванов С.
А. Комментарии к кн.: Лев Диакон. История. М., 1988. С. 182).
Западноевропейцы очень долго использовали эту традицию, именуя «скифами»
жителей Московского государства даже в XVI–XVII веках.
1. А. Блок в соответствии с «монгольской» теорией происхождения
скифов, популярной в конце XIX – начале XX в., наделил их в своем
известном стихотворении «раскосыми очами», каковых у них в
действительности никогда не было.
2. Академик Б. А. Рыбаков в своих трудах настойчиво отождествлял
скифов-сколотов с протославянами. В качестве главного аргумента он
использовал слово «сколотный» в значении «внебрачный сын», ссылаясь на
один сюжет из древнерусских былин, повествующий о рождении у Ильи
Муромца сына от степной поляницы-богатырши. Этого мальчика по имени
Сокольник (или Подсокольник) его сверстники и дразнили «сколотным».
Обидчики были жителями степи, следовательно, делал вывод Рыбаков,
«сколоты» в их устах есть древнейшее название славян, т.е. геродотовских
скифов-сколотов. Удивительно, что уважаемый ученый, увлеченный своей
смелой гипотезой, не удосужился в данном случае заглянуть хотя бы в
словарь Даля, где слово «сколотный» в его упомянутом значении отнесено к
глаголам «сколачивать, сколотить». Таким образом, «сколотный сын»,
«сколоток», «сколотыш» означает то же, что и более позднее выражение «б…
сын», т. е. «семибатечный» ребенок, зачатый гулящей матерью от
неизвестного отца (по аналогии со «сколотным платьем» – одеждой, сшитой
из нескольких лоскутов ткани). Скифы-сколоты на поверку оказываются
совершенно ни при чем.
Что довольно убедительно сделал Рыбаков — так это показал, что
сколоты легенды о трех сынах Таргитая никак не могут быть одним народом с
собственно скифами. Сколоты автохоны (потомки «дочери Борисфена») и
земледельцы (золотой плуг с ярмом — в первой тройке сакральных
сокровищ), а скифы — исторически недавние на момент описанных Геродотом
событий пришельцы и кочевники, не знающие земледелия и не имеющие полей,
что неоднократно Геродотом подчеркивается.
А вот со славянами их он отождествил действительно напрасно. Тут
весьма серьезной преградой является факт, что земледельцы-сколоты,
«борисфениты», активно торговали с греками — в то время как славяне
общались с этим народом не иначе как через римское посредство, на что
указывает само слово «греки».
***
5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким
образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по
имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и
дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их
утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей:
Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на
Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша6.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как
золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять
золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих
братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес
золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство
младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя,
называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от
младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются
сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.
7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают,
впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария
прошло как раз только 1000 лет (*)
Вот, собственно, приводимое Геродотом предание, вокруг которого
столько споров. Пресловутому Б.А. Рыбакову вменяют в вину, что он-де
привязал это предание к скифам-земледельцам, тогда как оно имело в виду
всех скифов.
Я, со своей стороны, затрудняюсь понять уважаемых скифологов. Как
можно приписывать всем скифам — о которых Геродот несколько раз
повторяет, что они «не землепашцы, а кочевники» — почитание золотого
плуга?
Далее, обращаю внимание на выделенные мною в тексте места. Там ясно
сказано, что прародительницей сколотов являлась «дочь Борисфена», Днепра
— то есть это легенда автохтонов Приднепровья, более того, легенду
относили ко временам за тысячу лет до похода Дария — то есть к середине
второго тысячелетия до нхл. Собственно же скифы, как во времена Геродота
отличнейше помнили, не так давно пришли в северное Причерноморье из
земель массагетов.
Итак, «сколоты», о которых говорится в предании, цитируемом
Геродотом, это пахари-автохтоны. Скифы, о которых говорит он же, это
кочевники-пришельцы. Совершенно очевидно, что без путаницы не обошлось.
Сколоты и скифы не могут быть одним народом.
Добавить в закладки и поделиться в соц.сетях
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.
|