В квартире профессора Черносвитова хранится коллекция, от одного
вида которой - мороз по коже. С карниза книжного шкафа устремляют в
вечность безжизненный взгляд Пушкин и Достоевский, Маяковский и Есенин,
Суворов и Наполеон...

Психиатр, патологоанатом, доктор медицинских и философских наук,
заведующий кафедрой социальной медицины Российского государственного
социального университета, Евгений Васильевич имеет редкое увлечение -
собирать посмертные маски великих людей
- Неужели вам приятно постоянно находиться в обществе мертвецов?
- Во всяком случае, небесполезно, - говорит профессор. - Это не
совсем обычное увлечение много лет назад натолкнуло меня на догадку:
лица умерших абсолютно симметричны. В отличие от лиц живых.
Симметричен? Умираешь!
Сделав такое открытие, доктор Черносвитов пошёл дальше: разделил
линейкой лицо по средней линии носа - на первый взгляд левая и правая
половины лица одинаковы, но, если присмотреться, видны мелкие различия,
которые можно достаточно точно измерить. Тенденция такова: чем человек
моложе, тем различия двух таких половинок лица сильнее. Иначе говоря,
лица молодых и здоровых имеют выраженную асимметрию. С течением жизни
она уменьшается. Полная же симметрия лица свидетельствует о наступлении
смерти.
В закономерности легко может убедиться каждый. Возьмите две свои
фотокарточки (обе желательно анфас), сделанные в разные периоды жизни -
скажем, в пятнадцать и двадцать пять лет. Сопоставьте разницу между
правой и левой половинами лица на одном и втором снимке и убедитесь: на
"более молодом" портрете асимметрия более выражена. Профессор научился
измерять скорость убывания асимметрии лица и, пользуясь этими данными,
стал вычислять дату ожидаемой смерти.
- Однажды, будучи главным психиатром МВД СССР, я читал лекцию в
колонии на Алтае. Слушатели поочерёдно прикладывали карманное зеркальце
к своим фотографиям. Вдруг ко мне подошёл молодой охранник и
растерянно произнёс: "Посмотрите, профессор, у меня полная симметрия
лица". Я проверил и обомлел: в самом деле, этот человек исчерпал
отведённый ему срок. Но, разумеется, не стал подтверждать его
открытие, а принялся утешать: не огорчайтесь и не принимайте мою
гипотезу всерьёз - это ведь только поиск закономерности... Когда доехал
до Барнаула (прошло часа четыре), у поезда меня встретил наряд
милиции. Отвели в отделение, где стали допытываться: что вы сказали
охраннику колонии, который к вам подходил? Оказалось, едва он покинул
зал, в котором проходила моя лекция, во дворе на него накинулся
заключённый и заколол самодельным ножом.
Получается, что полная симметрия лица (метка смерти) появляется не
только в результате развития смертельной болезни - это как раз было бы
понятно, Но, выходит, лицо - 100-процентный индикатор всякой смерти,
даже случайной! Значит, судьба человека предопределена?
- В ходе многолетней практики судмедэксперта я вскрыл более трёх
тысяч трупов, так что глаз у меня намётан. Поверьте, я встречал
мертвецов, все органы которых оказывались здоровыми, и причину их
смерти установить было невозможно - просто почему-то вдруг остановилось
сердце. И наоборот, встречались покойники, которые по всем законам
медицины должны были уйти из жизни много лет назад: лёгкие - как
тряпки, печень давно изъедена алкоголем... Как их организм
функционировал, объяснить невозможно. Поэтому я сделал для себя
парадоксальный вывод: люди умирают вовсе не от болезней.
- Тогда от чего?
- Приходит срок (его, напомним, можно определить по скорости убывания
асимметрии лица), и жизнь заканчивается. Причиной может быть что
угодно: как обострение ведущего заболевания, так и несчастный случай
(хотя теперь уже слово "случай" явно не годится). Или же причина смерти
остаётся неустановленной.
Дата предсказана... А зачем?
Социальные последствия этого открытия ещё не вполне понятны. Конечно,
далеко не каждый готов заранее знать дату своего перехода в мир иной -
такое знание может превратить существование в пытку. Но, возможно,
лечащему врачу информация о "запасе жизни" тяжелобольного пациента
подскажет, какое лечение лучше использовать.
Могут быть интересные уточнения истории. Так, к примеру, Евгений
Васильевич заверил, что из его коллекции только Суворов и Достоевский
были необратимо мертвы, когда с них снимали посмертные маски. Остальные
ещё находились в фазе клинической смерти. Профессор убеждён, что её не
избежать почти никому: в этом особом состоянии между бытием и небытием
человек просматривает пройденный путь и прощается с земной жизнью.
Кстати, покой и умиротворённость на лице умершего означают, по мнению
Черносвитова, что он удовлетворён итогами прожитой жизни. Так,
безмятежное выражение лица Гоголя отвергает версию о том, что писателя
похоронили живым.
Мнения экспертов
Автандил Ануашвили, доктор технических и психологических наук,
завлабораторией систем восприятия информации Института проблем
управления РАН, академик РАЕН:
- За 12 лет мы изучили более 2 миллионов лиц и ничего подобного не
заметили. Не всегда человек рождается с асимметричным лицом. И в
старости может возникнуть асимметрия, например, из-за воспаления
тройничного нерва. Пропорции лица в течение жизни могут меняться, это
зависит от наследственности и условий жизни.
Александр Дубров, доктор биологических наук, профессор:
- Старение организма связано с биоритмами, скоростью протекания
обменных процессов, продолжительностью жизни различных клеток (крови,
лимфы, гормонов, эпителиальной и костной тканей и т. д.). А они, в свою
очередь, зависят от различий в деятельности левого и правого полушарий
мозга. В этой асимметрии, на мой взгляд, кроется разгадка того, что
обнаружил профессор Е. В. Черносвитов. Как только изменяется или
исчезает присущая человеку морфологическая асимметрия, наступает
деградация и смерть.
Добавить в закладки и поделиться в соц.сетях
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.
|